Что делал слон, когда пришел Наполеон?

Что делал слон, когда пришел Наполеон?

наполеон

В 1819 году англиканский архиепископ Дублина Ричард Уэйтли напечатал брошюру, в которой доказывал людям, не желающим верить в чудеса в отсутствие доказательств, что они должны быть последовательны и подвергнуть сомнению невероятные подвиги и само существование Наполеона (который тогда был жив и находился на Святой Елене). Разумеется, не верить в существование Наполеона было невозможно. Иначе с кем боролись британцы добрых двадцать лет, обрекая себя на лишения и жертвы? Они же ведь и победили «корсиканское чудовище» — герцог Веллингтон снискал себе этим непреходящую славу.

Во Франции тогда прошло всего несколько лет после возвращения к власти Бурбонов; вопрос о Наполеоне был крайне болезненным и способным привести к расколу в обществе, ведь для одних он был символом славы и могущества своей страны, а для других — исчадием ада. Те люди, которые клялись ему в верности, неоднократно его предали; кто-то пострадал от него, кто-то — за него… В общем, лучше было не растравливать отверстую рану. Брошюру Уэйтли издали во французском переводе только в 1833 году, уже после Июльской революции 1830 года, под заголовком «Исторические сомнения по поводу Наполеона Бонапарта». Сам герой тогда уже 12 лет лежал в могиле.
Два года спустя в городке Ажен на Гаронне вышла крошечная книжонка без указания имени автора, но с громким названием: «Grand Erratum, источник бесконечного множества ошибок в истории XIX века.» За последующие три года она три раза переиздавалась, и в 4-м издании (1838) уже стояло имя автора — Ж.-Б. Перес, бывший магистрат, библиотекарь города Ажен. Успех был феноменальный. Текст привожу целиком в своем переводе.
«Наполеон Бонапарт, о котором столько всего сказано и написано, даже не существовал. Это аллегорическая фигура, олицетворение Солнца. Мы докажем наше утверждение, продемонстрировав, что все сведения о Наполеоне Великом позаимствованы у великого светила.
Изложим вкратце, что нам рассказывают об этом чудесном человеке.
Нам говорят:
Его звали Наполеон Бонапарт;
Он родился на острове в Средиземном море;
Его мать звали Летиция;
У него было три сестры и четыре брата, из которых трое стали королями;
У него были две жены, из которых одна родила ему сына;
Он положил конец великой революции;
У него было шестнадцать маршалов его империи, из которых двенадцать находились на действительной службе;
Он победил на Юге и проиграл на Севере;
Наконец, после двенадцатилетнего правления, которое он начал, прибыв с Востока, он сгинул навсегда в западных морях.
Остается понять, заимствованы ли эти разные детали у солнца, и мы надеемся, что любой, прочитавший эту книгу, в этом убедится.
1. Во-первых, всем известно, что поэты называют солнце Аполлоном. Различие между Аполлоном и Наполеоном невелико и становится еще меньше, если рассмотреть значение этих имен или их происхождение.
Слово «Аполлон» означает «истребитель»; это имя солнцу якобы дали греки из-за того зла, какое оно причинило им у стен Трои, когда часть их войска погибла от жары и вызванных ею болезней после оскорбления, нанесенного Агамемноном Хрисиппу, жрецу солнца, о чем говорится в начале «Илиады» Гомера; блестящее воображение греческих поэтов преобразило лучи светила в пылающие стрелы, которые разгневанный бог метал со всех сторон и которые истребили бы всех, если бы Хрисеиде, дочери жреца Хрисиппа, не вернули свободу.
Вероятно, именно тогда и по этой причине солнце назвали Аполлоном. Но, при каких бы обстоятельствах и по какой бы причине это светило ни получило такое имя, совершенно точно, что оно означает «истребитель».
А ведь «Аполлон» — то же слово, что и «Аполеон». Они оба происходят от «аполлио» или «аполео» — греческих глаголов, означающих «губить, убивать, истреблять». Таким образом, если бы мнимый героя нашего века звался Аполеон, он обладал бы одним именем с солнцем и, кстати, соответствовал бы значению этого имени, поскольку нам его описывают как величайшего истребителя людей из всех, существовавших на свете. Но героя назвали Наполеоном, то есть в его имени есть первая буква, которой нет в имени солнца. Да, есть лишняя буква, даже слог, поскольку, если верить надписям, высеченным по всей столице, настоящим именем этого мнимого героя было Неаполеон или Неаполион. Именно так написано, например, на колонне на Вандомской площади.
Впрочем, этот лишний слог не привносит никакой разницы. Этот слог, конечно, греческий, как и всё имя, а по-гречески «не» означает утверждение, какое можно передать словом «воистину». Из этого следует, что «Наполеон» значит «настоящий истребитель», настоящий Аполлон. То есть это воистину солнце.
Но что сказать о его фамилии? Какая связь может быть между словом «Бонапарт» и дневным светилом? На первый взгляд она не видна, но, по меньшей мере, понятно, что, раз bona parte означает «добрая часть», речь идет о некой вещи из двух частей: доброй и злой, причем о такой вещи, которая связана с солнцем Наполеоном. Однако нет ничего ближе связанного с солнцем, чем последствия его дневного обращения, то есть день и ночь, свет и мрак; его присутствие дает свет, а мрак воцаряется в его отсутствие; это аллегория, позаимствованная у персов.
Это империя Ормузда и Аримана, империя света и мрака, имения добрых и злых духов. Именно им, духам зла и мрака, раньше обращались с таким заклинанием: Abi in malam partem. И если под mala parte понимали мрак, нет сомнений, что под bona parte следует понимать свет; это день, в противоположность ночи. Поэтому нет сомнений, что эта фамилия связана с солнцем, особенно если поставить ее рядом с именем Наполеон, который и есть само солнце.
2. Согласно греческой мифологии, Аполлон родился на острове в Средиземном море (остров Делос); поэтому и Наполеона заставили родиться на острове в Средиземном море, выбрав Корсику, потому что положение Корсики относительно Франции, где его пожелали сделать правителем, в точности соответствует положению Делоса относительно Греции, где у Аполлона были главные храмы и оракулы.
Правда, Павсаний наделяет Аполлона титулом египетского божества; но чтобы быть египетским божеством, не обязательно родиться в Египте, достаточно считаться там богом, именно это Павсаний и хотел нам сказать: он хотел сказать, что египтяне поклонялись Аполлону, и это устанавливает новую связь между Наполеоном и солнцем, поскольку рассказывают, что в Египте Наполеона считали сверхъестественным существом, другом Магомета, и что ему воздавали там почести, похожие на поклонение.
3. Утверждают, что его мать звали Летиция. Но под именем «Летиция», означающим «радость», понимали утреннюю зарю, чей нарождающийся свет вселяет радость во всю природу; зарю, рождающую миру солнце, как говорят поэты, раскрывая перед ним своими розовыми перстами врата Востока.
Примечательно, что, согласно греческой мифологии, мать Аполлона звалась Лето. Но если римляне превратили Лето в Латону, мать Аполлона, в наш век ее предпочли сделать Летицией, потому что laetitia — существительное от глагола laetor, или устаревшего laeto, что означает «внушать радость».
Совершенно точно, что Летиция, как и ее сын, взяты из греческой мифологии.
4. По рассказам, у сына Летиции было три сестры. Нет сомнений, что эти три сестры — три Грации, которые, вместе с Музами, своими спутницами, составляли украшение и очарование двора своего брата Аполлона.
5. Говорят, что у современного Аполлона было четыре брата. Эти четыре брата — четыре времени года, и мы сейчас это докажем. Но не пугайтесь, что времена года изображают мужчины, а не женщины. Это даже не ново, потому что во французском языке из четырех времен года женского рода только одно — осень, и то еще наши грамматики спорят на этот счет. На латыни же autumnus не более женственно, чем остальные три времени года, так что здесь никакого затруднения нет. Четыре брата Наполеона могут представлять собой четыре времени года, и ниже мы докажем, что так и есть.
Из четырех братьев Наполеона трое стали королями, и эти трое — Весна, властвующая над цветами, Лето, властвующее над жатвой, и Осень, властвующая над плодами. И поскольку все эти три времени года зависят от мощного влияния солнца, нам говорят, что своими престолами три брата Наполеона были обязаны ему и правили только благодаря ему. Добавьте к этому, что из четырех братьев Наполеона лишь один не был королем: это потому, что из четырех времен года лишь одно не властвует ни над чем — это Зима.
Допустим, что наше рассуждение опровергнут тем, что и у зимы есть своя империя — печальное княжество инея и снегов. На это мы ответим: то жалкое и нелепое княжество, которое получил себе в удел брат Наполеона после падения всей его семьи, княжество, связанное с поселком Канино, нам приводят потому, что canino происходит от cani, что значит «волосы, поседевшие от холодной старости», и напоминает о зиме. На взгляд поэтов, леса, венчающие наши холмы, — это их шевелюра, и когда зима покрывает их инеем, это седые волосы угасающей природы, старость года: Cum gelidus crescit canis in montibus humor.
Таким образом, мнимый князь Канино — олицетворение зимы, которая начинается, когда от трех прекрасных времен года уже ничего не осталось, а солнце удаляется от наших земель, захваченных буйными сынами Севера: так поэты называют ветра, которые, прилетая из этих стран, лишают наши поля красок и покрывают их мерзкой белизной; именно это породило сюжет о сказочном вторжении северных народов во Францию, где они уничтожили украшавшее ее многоцветное знамя, заменив его белым знаменем, покрывшим всю страну после удаления сказочного Наполеона.
Но было бы бесполезно повторять, что это всего лишь аллегория инея, который северные ветры приносят нам зимой вместо милых красок, поддерживавшихся в наших краях благодаря солнцу, пока оно, слабея, не удалится от нас; во всем этом легко увидеть аналогию с остроумными сказками, выдуманными в наш век.
6. Согласно тем же сказкам, у Наполеона было две жены; Солнцу тоже приписывали двух жен. Ими были Луна и Земля: Луна — согласно грекам (это подтверждает Плутарх), Земля — согласно египтянам; с той примечательной разницей, что с одной из них (то есть Луной) Солнце не дало потомства, а от другой у него был сын, единственный сын — это Гор, сын Осириса и Исиды, то есть Солнца и Земли, как видно из «Истории Неба», том 1, со стр. 61. Это египетская аллегория, по которой маленький Гор, родившийся от Земли, оплодотворенной Солнцем, представляет собой плоды сельского хозяйства; рождение мнимого сына Наполеона поместили как раз на 20 марта, день весеннего равноденствия, потому что именно весной продукция сельского хозяйства приобретает главное развитие.
7. Говорят, что Наполеон положил конец разрушительному злу, терроризировавшему всю Францию, — гидре Революции. Однако гидра — это змея; вид змеи не важен, особенно если речь о сказке. Это змея Питон, огромная рептилия, которая нагоняла страх на всю Грецию. Аполлон убил это чудовище, и это было его первым подвигом; именно поэтому нам говорят, что Наполеон начал свое царствование, задушив французскую Революцию — такую же химерическую, как и всё остальное, ибо прекрасно видно, что революция — заимствование из латыни, revolutus означает свернувшуюся змею. Это Питон и всё тут.
8. У знаменитого воителя XIX века было, как говорят, двенадцать маршалов империи во главе его войск и четыре недействующих. Однако 12 первых, разумеется, — это 12 знаков Зодиака, выступающих по приказу солнца-Наполеона, каждый командует дивизией из бессчетной армии звезд, называемой в Библии небесным воинством, которое поделено на 12 частей, соответствующих 12 знакам Зодиака. Это 12 маршалов, которые, согласно сказочной летописи, служили при императоре Наполеоне; четверо других, вероятно, — четыре стороны света, которые, оставаясь неподвижны посреди всеобщего движения, представляют собой ту самую бездеятельность.
Таким образом, все эти маршалы, действующие и нет, — чисто символические существа, не более реальные, чем их глава.
9. Нам говорят, что вождь стольких блестящих армий прошел со славой через страны Юга, но, забравшись глубоко на Север, не смог там удержаться. Всё это прекрасно характеризует движение солнца.
Солнце, как известно, безраздельно властвует на Юге, что говорили и об императоре Наполеоне. Но примечательно то, что после весеннего равноденствия солнце старается уйти в северные области, удаляясь от экватора. Через три месяца продвижения к этим странам оно подходит к северному тропику, который заставляет его отступить и вернуться обратно на Юг, следуя знаку Рака, которому дали такое название, потому что, согласно Макробию, рак пятится назад, вот и солнце начинает обратное движение в этом месте сферы, и именно там поместили вымышленный поход Наполеона на Север, к Москве, и унизительное отступление, которое за ним последовало.
Таким образом, всё, что нам рассказывают об успехах или поражениях этого странного воина, — на самом деле аллюзии на движение Солнца.
10. Наконец, и тут уже объяснения излишни, Солнце встает на Востоке и заходит на Западе, это всем известно. Но для зрителей, проживающих на краю суши, солнце утром словно появляется из восточных морей, а вечером опускается в западные моря. Кстати, именно так все поэты описывают восход и закат. Именно это надо себе представлять, когда нам говорят, что Наполеон прибыл с восточного моря (из Египта), чтобы царствовать во Франции, а что он исчез в западных морях после двенадцатилетнего правления — это не что иное, как двенадцать часов продолжительности дня, те двенадцать часов, когда солнце светит над горизонтом.
Он царствовал всего один день, говорит автор «Новых Мессинийских песен» (Казимир Делавинь. — прим.пер.) о Наполеоне; манера, в которой он описывает его возвышение, закат и падение, доказывает, что очаровательный поэт, как и мы, видел в Наполеоне лишь образ солнца; ничего другого в нем и нет, это доказано его именем, именем его матери, тремя его сестрами, четырьмя братьями, двумя женами, его сыном, маршалами и подвигами; это доказано местом его рождения, областью, откуда он якобы пришел, чтобы начать властвовать, временем его карьеры, странами, где он господствовал, и краями, где он потерпел неудачу, и областью, где он скрылся, бледный и лишенный венца, свершив свой блестящий путь, как пишет поэт Казимир Делавинь.
Таким образом, доказано, что мнимый герой нашего века — не кто иной как аллегорический персонаж, позаимствовавший все свои атрибуты у Солнца. Следовательно, Наполеон Бонапарт, о котором столько написано, даже не существовал, и ошибка, на которую клюнули столько людей, происходит из quiproquo: они приняли миф XIX века за историю.
P.S. Мы могли бы еще привести в подтверждение нашей гипотезы большое число королевских ордонансов, точные даты которых, разумеется, входят в противоречие с правлением мнимого Наполеона, но у нас есть причины не прибегать к этому.»

Причины, по каким автор не прибегает к этому, вполне понятны: Людовик XVIII, провозгласивший себя королем еще при Директории, разумеется, издавал свои ордонансы, и в большом количестве, но в наполеоновской Франции о них мало кто знал, и никакой силы они не имели.

В 1841 году прах Наполеона Бонапарта торжественно перезахоронили в Париже. Разумеется, никакой аллегорией он не был, и его сестры и братья, вполне реальные люди, тоже оставили свой след на земле. Однако брошюра Переса, несомненно, представляет собой интерес не с точки зрения истории, а с точки зрения психологии. Ученый тон, отсылки к неоспоримым источникам, стройные и связные аргументы — так ведь и в самом деле можно убедить людей, не привыкших спорить и рассуждать, в том, что «Земля плоская», а «Австралии не существует».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *