У нас сегодня сочинение на тему «Как я провёл лето». Каждый год одно и то же! Обычно Роза Ивановна потом читает две лучшие работы. Вряд ли моё сочинение будет самым интересным. Про что писать-то? Ну, были с мамой и папой в Евпатории, так мы и в прошлом году туда ездили, про это я уже писал. Потом жил у бабушки на даче, а когда зарядили дожди, вернулся домой.
Ирка Зайцева строчит, старается. Она у нас отличница, и её сочинения всегда на доску вывешивают и на конкурсы отправляют. Она всегда описывает всё очень подробно, и слова вставляет поэтичные, типа «бархатистый» или «нежно-бирюзовый». А Макс в потолок смотрит, как будто вдохновения ждёт. Ванька брови хмурит. Я заглянул через плечо к Дэну. Тот написал: «Лето я всегда жду с нетерпением.», и заглох.
— Толян! Толян! – шепнул мне Димон из соседнего ряда. – Как пишется «Барбадос»?
— Чего? – переспросил я.
— Ну Барбадос, ну остров такой, туда двенадцать часов лететь.
— «Бырбыдос»! Отстань! – прошипел я и отвернулся.
Такое зло меня взяло, что и сказать нельзя! Димон по Барбадосам разъезжает, а ты тут сиди пиши про то, как на даче на велике катался! И вообще, не Барбадос, а Барбадос! Сам не знает, где был! Хотя ему ошибки простят за то, что сочинение такое интересное, а мне опять 4/5 поставят. Зачем тогда учиться и книжки читать?
И тут меня осенило. Когда Роза Ивановна собирала тетрадки, я, торопясь, дописывал последнюю строчку.
На следующий день Роза Ивановна объявила:
— Я проверила ваши сочинения. В целом, неплохо, хотя, конечно, надо будет повторить правописание безударных гласных в корне. Все работы довольно интересные, видно, что вы все провели лето с пользой. Сейчас я прочту самые необычные работы.
Ирка и Димон сделали охотничью стойку.
— «Как я провёл лето – моё личное дело. — начала читать Роза Ивановна. – Неприкосновенность частной жизни охраняется законами Российской Федерации. Я имею право отказаться от дачи показаний, а в случае нарушения моих прав — обратиться в суд…»
И дальше в том же духе.
— Я не буду говорить, кто это написал, раз уж он так скрывает свою частную жизнь, — сказала Роза Ивановна.
Мы все завертели головами. Кто же всё-таки это написал? Девчонки хихикали, а Ванька сидел красный, как рак. (У него папа работает в суде, его даже по кабельному раза два показывали в программе «Криминальная камера».)
— Сочинение мы пишем не потому, что я хочу что-то узнать о вашей личной жизни, — сказала Роза Ивановна, — это работа по развитию речи. Вы учитесь излагать свои мысли, а это легче сделать, когда то, о чём вы пишете, вам хорошо знакомо. Вот послушайте:
«Этим летом я был на Урале и подружился там с ребятами из краеведческого кружка. Виктор Сергеевич, учитель географии, взял нас в поход сплавляться на катамаране по реке Поныш, которая впадает в Ледяную. Это быстрая, неглубокая река, а вода в ней очень холодная, хотя и лето. Опаснее всего проходить пороги, где вода бурлит между камней и с шумом падает вниз. На одном из порогов катамаран чуть не развалился, один баллон пробило острым камнем, и Виктор Сергеевич накачивал его насосом прямо на ходу. По вечерам мы разводили костёр, сушили одежду, варили кашу в котелке, спали в палатках. Какие красивые места мы увидели! Горы, покрытые лесом, вековые сосны, огромные валуны, обросшие мхом…»
Роза Ивановна дочитала, подошла ко мне и протянула тетрадку.
— Замечательное сочинение, Толя!
Все, как по команде, обернулись на меня. У Димона челюсть отпала. Я сидел, скромно потупив глазки.
Всё-таки книжки читать полезно! Откуда бы я всё это взял? А мама говорила папе: «Рано ему ещё Иванова читать, там про девятый класс!»